А теперь немного о самом промысле. Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок также называют народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Печатный раскрашенный лист с графическим и текстовым изображением - лубок - считается исконно русским явлением, при этом часто забывается, что своими корнями он уходит в европейскую традицию XVв. Именно тогда в Италии, а вслед за ней – и в Германии появляются первые европейские народные гравюры духовного содержания. Эти картинки-иконы, картинки-листовки продавались монахами на ярмарках, раздавались паломникам в монастырях. Вслед за религиозной народной картинкой появились и листы светские – ироничного, а иногда и достаточно скабрезного содержания, иллюстрации на тему сказок, повестей, фольклора.

Все европейские гравюры назывались в славянских землях «фряжскими», то есть итальянскими. Способ же изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками.

Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И уже оттуда, через Украину, где раньше всего появились «фряжские листы» и в 1630 году начали печататься «местные» гравюры, традиция проникла в русские земли. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер. Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками». В Москве «фряжские листы» нашли сразу же признание и распространение: ими торговали офени из лубочных коробов, что, по одной из версий, объясняет происхождение названия «лубок». По другой версии, название "лубок", возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями. Существовало лубочное торжище и возле Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду на Гостином дворе.
Первые лубки были в виде бумажных икон, библейский картинок, описывали жития святых. Знаменитые мастера - Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки часто распространяли в народе бесплатно. Использовали лубки и в серьёзных целях. Например, в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил призывом на борьбу с врагами.

Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным.
Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Как известно, живописные возможности темперы весьма широки и при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели.В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки.
К хлёсткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А.Г. Венецианов, И.И. Теребенёв и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народного площадного театра. Образы народного искусства, запечатлённые в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, отчасти В. Г. Перова. На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приёмы народной картинки были творчески использованы В.В. Маяковским и Д.С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг. И в настоящее время лубочные картинки не забыты, многие художники обращают к ним свой взор.
Образцы современного лубка:


